Témata k ústní části základní SJZ z ruského jazyka

Речевой этикет

Иностранцы, овладевшие русским языком в объеме Уровня Б2, должны быть способны удовлетворить свои актуальные коммуникативные потребности в ситуациях социально-бытового повседневного общения для передачи и получения информации:

  • о себе или другом лице;
  • спросить о названии неизвестного предмета;
  • задавать вопрос, ответить на вопрос;
  • знакомиться, ответить на представление;
  • обращаться;
  • приветствовать, прощаться;
  • разрешать, отказывать;
  • извинение, прощение;
  • благодарность, ответ на благодарность;
  • выразить удовольствие, радость;
  • дать положительный и отрицательный ответ;
  • обратиться к незнакомому человеку;
  • разрешить, предложить что-то;
  • выразить одобрение, восхищение;
  • предложить что-то сделать вместе;
  • согласиться с предложением;
  • разобраться в программе телевидения;
  • выбрать и купить что-то;
  • спросить о мнении собеседника;
  • предложить угощение;
  • сделать заказ в кафе, в ресторане;
  • попросить что-нибудь;
  • выразить удивление;
  • выразить уверенность;
  • выразить пожелание;
  • выразить предпочтение;
  • выразить внимание;
  • выразить сожаление;
  • выразить раздумье, нерешительность;
  • выразить интерес к собеседнику;
  • назвать имя, отчество человека;
  • поздравить с праздником;
  • начать и продолжить разговор, подержать беседу;
  • добавить к теме разговора;
  • начать, продолжить и закончить разговор по телефону;
  • узнать, назвать цену;
  • спросить о самочувствии и рассказать о самочувствии;
  • передать привет; - сделать комплимент;
  • возразить, не согласиться;
  • заполнить время, необходимое для обдумывания;
  • выразить состояние;
  • спросить, переспросить, ответить;
  • спросить совет;
  • признаться в своей неправоте;
  • приглашение, ответить на приглашение;
  • сделать переход к другой теме;
  • составить свою автобиографию, биографию близкого человека;
  • заполнить анкеты;
  • писать объявление на различные темы;
  • рекомендовать что-либо;
  • просьба, реакция и ответ на нее.

Разговорные темы

Основными сферами общения являются: социально-бытовая, учебно-трудовая, социально-культурная. В рамках названных тем выделяется следующая тематика:

  1. Немного о себе. В семейном кругу. Занятия членов семьи и их профессии; взаимоотношения в семье, помощь старшим. Семейные события.
  2. Дом, квартира. Оборудование квартиры. Обязанности по дому.
  3. Питание, в ресторане. Национальные блюда. Национальная кухня
  4. Покупки. Магазины.
  5. Одежда. Мода.
  6. Моя любимая личность - описание внешности и черты характера. Межчеловеческие отношения. Друзья. взаимоотношения с друзьями. Нравы и обычаи.
  7. Город, городской транспорт. Бытовые услуги. Жизнь в российском городе
  8. Деревня. Сельское хозяйство. Жизнь в руссийской деревне
  9. Почта, телефон, интернет. Деньги.
  10. Человеческое тело. Болезни. У врача.
  11. Средства передвижения - путешествие. Каникулы и отпуск. Гостиница. Транспорт и гостиницы в Москве
  12. Спорт и туризм. Международные спортивные соревнования. Спорт в России и в Чехии.
  13. Массовые средства информации: радиовещание, телевидение, печать.
  14. Культурная жизнь: театр, кино, концерты, книги.
  15. Человек и природа. Время, погода, времена года. Фауна и флора. Экология – защита окружающей среды. Экологические проблемы.
  16. Режим дня. Занятия и свободное время. Как я провожу свой досуг. Мое хобби.
  17. Чешская Республика - моя родина. О своей национальности, о своем родном языке, особенности национальной культуры, искусства и литературы, обычаи и традиции.
  18. Российская Федерация – география.
  19. Наука и техника; промышленные и торговые выставки. Промышленностъ России.
  20. Сельское хозяйство России.
  21. Москва и Прага – наши столицы. Общие сведения, достопримечательности.
  22. Санкт-Петербург- общие сведения, достопримечательности.
  23. Государственная символика Российской Федерации и Чешской Республики; общенациональные праздники и знаменательные даты; народные обычаи и традиции; русские имена.Праздники и фестивали. Религия и церковь.
  24. Система образования в России и Чехии. Занятия иностранными языками. Различные виды труда и профессии; выбор и подготовка к профессии.
  25. Жизнь и творчество замечательных людей России и Чехии – представителей разных эпох.

Doporučená literatura:

  1. Типовой тест по русскому языку как иностранному. Повседневное общение. Постпороговый уровень. М.-2004
  2. Т. Одинцова «Что вы сказали», «Златоуст, 2003
  3. «Перспектива», выпуск 4, «Златоуст», 1999
  4. Т. К. Вострецова «Век XX: век ушедший – век остающийся». Книга для чтения, пересказа, изложения. М., Рус. Язык: Курсы, 2003г. На выбор: с. 18 – 22, 50 – 53, 56 – 57, 58 – 60, 62 – 63, 65, 77, 83 – 85, 88 – 89, 90 – 93, 95 – 97, 99 – 100, 147 – 150, 154 – 155, 158 –161, 163 – 178, 182 – 183, 186 – 189, 190 – 192, 216 – 236, 237 – 242, 244 – 246, 248 – 254, 257 – 262, 263 – 265
  5. Макова М. Н. Трубникова Т.И. «Как у вас со временем?», М., Рус. Язык: Курсы, 2003г
  6. С. И. Дерягина, Е.В. Мартыненко «Учебно-справочное пособие по лексике русского языка. Трудные случаи употребления семантически близких слов», М., Рус. Язык: Курсы, 2003г.
  7. А. А. Акишина, Т.Е. Акишина «Эмоции и мнения: выражение чувств в русском языке». М., Рус. Язык: Курсы, 2003г.
  8. Г. И. Володина «А как об этом сказать?» М., Рус. Язык: Курсы, 2003г.
  9. Л. В. Красильникова «Уроки по русскому словообразованию». МГУ, 2001г.
  10. Караванов А.А. Виды глагола: значение и употребление. Русский язык. Курсы, 2004 г.
  11. Богомолов А. «Новости из России», М., Русский язык. Курсы, 2004
  12. Берков В.П. и др. «Как мы живём», Златоуст, 2003